Вопрос. В каких формах может быть получено общее образование?
Ответ. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование может быть получение в образовательной организации или вне образовательной организации в форме семейного образования (самообразования).
При выборе формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) подают заявление руководителю образовательного учреждения, в котором обучается ребенок, и уведомляют о переводе ребенка на семейное образование отдел образования администрации района. Ребенок при этом отчисляется из образовательного учреждения.
Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательном учреждении экстерном.
Для прохождения промежуточной аттестации экстерном родители (законные представители) подают заявление в образовательное учреждение. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется локальным актом образовательного учреждения.
Вопрос. Как создать «Личный кабинет» на портале «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге»?
Ответ. Для создания «Личного кабинета» на Портале (www.gu.spb.ru) требуется пройти авторизацию с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
После заполнения и проверки личных данных Вам необходимо активировать учетную запись, обратившись в один из следующих пунктов: офисы продаж и обслуживания клиентов Ростелеком, Почты России, СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» по адресу: ул. Черняховского, д.59, подъезд 2, структурные подразделения МФЦ, сведения о которых размещены на сайте Комитета по образованию http://k-obr.spb.ru/page/710.
Инструкция, наглядно показывающая процедуру авторизации с использованием ЕСИА, а также процедуру заполнения и подачи электронного заявления на Портале представлена в видеоролике, подготовленном СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр». С ней можно ознакомиться, перейдя по ссылке, размещенной в новостях на Портале или на сайте Комитета по образованию.
Вопрос. При подаче заявления в первый класс смогут ли родители воспользоваться любым МФЦ Санкт-Петербурга или они должны подавать заявления только в МФЦ района, где проживает ребенок?
Ответ. Действительно, родители могут подавать заявление в первый класс в любое структурное подразделение МФЦ (вне зависимости от района регистрации или проживания заявителя или расположения образовательного учреждения), в том числе через мобильные МФЦ.
Вопрос. Каким образом МФЦ будет информировать заявителей о приглашении в образовательное учреждение, если у родителей нет «Личного кабинета» на Портале?
Ответ. Если родители при заполнении заявления в первый класс указали адрес электронной почты, приглашение, как и уведомления, будут направляться автоматически по электронной почте. Если адрес электронной почты заявитель не указал, то по номеру обращения он может получить информацию о статусе обращения в любом структурном подразделении МФЦ. Также данная информация может быть предоставлена заявителю Центром телефонного обслуживания (телефон: 573-90-00).
Вопрос. Если родители будут подавать заявления через Портал и через МФЦ, сможет ли автоматизированная система «увидеть» повторные заявления?
Ответ. При подаче повторного заявления на ребенка, имеющего идентичные фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения и реквизиты свидетельства о рождении ребенка, заявитель получает уведомление об отклонении заявления в связи с тем, что МАИС ЭГУ содержит заявление на указанного ребенка, направленное в более ранние сроки. Таким образом, повторное заявление автоматизированная система «увидит», в школьных списках останется дата и время подачи более раннего заявления.
Вопрос. Родители зарегистрированы в разных районах Санкт-Петербурга и собираются подавать заявления в образовательные учреждения разных районов (пока не определились с местом жительства). Позволит ли Портал принять заявления на одного и того же ребенка в разных районах и выбрать по 5 школ?
Ответ. Нет. Автоматизированная система определяет повторные заявления по ФИО, дате рождения и данных свидетельства о рождении.
Вопрос. Как осуществлять приём в первый класс иностранных граждан?
Ответ. Родители детей, являющихся иностранными гражданами, также могут подать электронное заявление в первый класс в образовательное учреждение района, где проживает ребенок.
Но при этом родители должны подтвердить законность пребывания на территории Российской Федерации. Законность пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации подтверждается следующими документами: действительный вид на жительство, разрешение на временное проживание, виза и (или) миграционная карта, а также иные предусмотренные действующим законодательством документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Вопрос. Можно ли узнать номер ребенка в электронной очереди школы?
Ответ. Функционирование государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга», с помощью которой будет формироваться электронная очередь в каждом общеобразовательном учреждении, не предполагает информирование заявителя о номере электронной очереди каждого ребенка. Заявителям будет направляться уведомление с указанием идентификационного номера заявления, а также даты и времени направления электронного заявления. Данное уведомление будет направляться по электронной почте и в личном кабинете на портале «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» (www.gu.spb.ru).
Вопрос. Действительно ли внеурочная деятельность теперь обязательная для всех?
Ответ. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования основная образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Урочная деятельность позволяет формировать основные знания, умения и навыки школьника, различные компетенции. Внеурочная деятельность дополняет и развивает приобретаемые школьниками знания и умения. В то же время необходимо отметить, что родители вправе вместе со школой определить количество занятий в неделю с учетом посещения ребенком кружков, секций и, в целом, организации второй половины дня.
Внеурочная деятельность является важной частью образования ребенка, развивает его знания и умения, его компетенции. Следует не отказываться от таких занятий, а выбрать то их количество, которое будет наиболее удобным для школьника и принесет ему наибольшую пользу.
Вопрос. Можно ли отказаться от внеурочной деятельности, предоставив справку от врача о том, что ребенку противопоказаны повышенные нагрузки?
Ответ. Внеурочная деятельность не должна приводить к повышению нагрузки школьников. Она предполагает другие формы организации занятий: классные часы, экскурсии, занятия по интересам, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, проектную деятельность.
Следует отметить, что внеурочная деятельность не является новшеством в образовательном процессе. Ранее она реализовывалась через систему классных часов и внеклассных мероприятий в рамках воспитательной работы, экскурсионной работы и работы школьных научных обществ, а в настоящее время строится в зависимости от образовательных потребностей и интересов детей. При этом школьники, как и раньше, имеют возможность посещать занятия в музыкальных школах, спортивные секции, кружки в учреждениях дополнительного образования.
Вопрос. Многие дети после школы дополнительно занимаются в кружках, музыкальных спортивных или художественных школах. Как они могут совместить эти занятия с внеурочной деятельностью?
Ответ. Прежде всего необходимо отметить, что выстраивать вторую половину дня для ребенка в первую очередь могут только сами родители. Родители вместе с ребенком определяют, какие кружки и секции будет посещать ребенок, чем дополнительно он будет заниматься. И какое время во второй половине дня будет занимать внеурочная деятельность.
Так, для детей, посещающих музыкальные, спортивные, художественные школы, кружки в домах детского творчества, внеурочная деятельность значительно сокращается. При активных занятиях ребенка музыкой или спортом она может реализовываться через классные часы, экскурсии, социально направленную деятельность.
Школы также могут предложить в рамках внеурочной деятельности много интересных и познавательных занятий. Это занятия по развитию речи и уроки работы с книгой. Школы, изучающие на углубленном уровне иностранные языки, предлагают занятия, дополняющие и развивающие изучаемые иностранные языки (например, «Театр на иностранном языке», «Страноведение», «История и культура Санкт-Петербурга на иностранном языке»). Не менее важными для младших школьников являются занятия внеурочной деятельности, посвященные памятным датам и выдающимся людям российской истории, праздникам и традициям народов России. В соответствии с новым стандартом в рамках внеурочной деятельности школа также учит ребят проектной деятельности, например, как правильно составить портфолио.
Но даже в случае, если ребенок не посещает дополнительные занятия в музыкальных, спортивных, художественных школах, родители вправе выбрать меньшее количество занятий внеурочной деятельности. Какие это будут занятия и в каком объеме – это решение принимается родителями.