Наши новости

Информация для родителей

  

Данный раздел является информационным для родителей 3-их классов

с целью знакомства с модулями ОРКСЭ для дальнейшего определения образовательного направления в разделе ОРКСЭ.

 

Уважаемые родители!

     Если Ваш ребёнок в настоящее время обучается в 3 классе, вскоре Вам предстоит участие в выборе одного из шести учебных модулей, которые составляют данный курс.

    Курс имеет предметно-модульную структуру и состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося, ориентированных на запросы основных мировоззренческих групп, народов России в современном российском обществе.

     Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, только Ваше право!

    Ознакомиться с особенностями преподавания курса можно в Книге для родителей и презентации "Комплексный курс ОРКСЭ: цели и задачи"

   Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р. 

   С 01.09.2015 года в учебный план для учащихся 4-х классов будет введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) по 1 часу в неделю, включающий 6 модулей. Ребёнком и его семьей выбирается для изучения тот модуль, который более всего согласуется с образовательными запросами и семейными традициями, мировоззрением и морально-нравственными установками:

  • «Основы религиозных культур народов России»,
  • «Основы светской этики»,
  • «Основы православной культуры»,
  • «Основы исламской культуры»,
  • «Основы буддийской культуры»,
  • «Основы иудейской культуры».

  Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также

к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  Основными задачами комплексного курса является: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?

    Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями.

   Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?

   Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

   Одна из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Каждый из модулей нового предмета раскрывает, с учетом младшего подросткового возраста, исторические, культурологические, нравственные основы одной из духовных традиций: религиозной (православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика) или светской (история мировых религий, этика).

   Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать содержание избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости выбора детьми нравственных форм поведения, широко использовать значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного служения.

Выбор модулей в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации (региональный уровень) :

  1. Распоряжение Комитета по образования Санкт-Петербурга «Об экспериментальном введении курса «Основы религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга»

 Нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации  (федеральный уровень):

  1. ПРИКАЗ от 18 декабря 2012 г. N 1060

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, 
УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373.

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 

«О направлении методических материалов ОРКСЭ»

  1. Приказ МОиН РФ № 69 от 31.01.2012 "О введении ОРКСЭ в начальной школе"
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2015 № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля ОРКСЭ», а также повышению квалификации учителей ОРКСЭ.

    Письмо Комитета по образованию СПб от 17.03.2023 №03-28-2850/23-0-0 "Об организации работы по выбору модулей ОРКСЭ" 

  3.  Федеральная рабочая программа начального общего образования по ОРКСЭ, 4 кл., 2023год

Выбор предмета является законным правом родителей и должен быть свободным, добровольным и независимым.

    В случае, если через какое-то время после начала изучения модуля Вы и Ваш ребенок понимаете, что выбор был сделан неверно, Вы можете обратиться к директору школы с письменным заявлением о смене модуля с указанием причины.

     Модули ОРКСЭ  посвящены древнейшим духовным традициям вероисповедания — христианству, исламу, буддизму и иудаизму, однако носят не вероучительный, а культурологический характер. Их изучение воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, любовь к семье, природе, Родине, уважение к правам и законным интересам сограждан вне зависимости от их социального положения, этнической, религиозной и иной принадлежности. Кроме того, обращение к традиционным ценностям способствует формированию крепкой духовно-нравственной основы и ценностных ориентиров для будущей взрослой жизни ребенка, что защитит его от различного рода зависимостей.

   Модуль «Основы религиозных культур народов России» знакомит с культурными традициями народов России, влияющими на жизнь людей.

   Модуль «Основы светской этики» формирует у учащихся первоначальные знания о светской этике, ее роли в истории и  современной жизни России, знакомит школьника с принятыми в светском обществе нормами морали без опоры на культурные ценности традиционных религий России.

   Модуль «Основы православной культуры» имеет ценность не только для тех, кто исповедует Православие. Если человек искренне стремится к тому, чтобы знать и глубже понимать отечественную историю, литературу, искусство, культурные традиции жизни наших предков, то он должен иметь представление о Православии. Православие является историческим основанием культуры и государственности России.

Структура комплексного учебного курса (34 часа)

  • Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
  • Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов).
  • Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).
  • Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

   Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов обучающихся.

   Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

    Модуль «Основы исламской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия.

Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    Модуль «Основы буддийской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм

в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

     Модуль «Основы иудейской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги

и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

           

    Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс,  в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебные пособия для комплексного учебного курса

   Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

   В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний обучающихся, а также межпредметное взаимодействие. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков

Кто должен вести курс ОРКСЭ ?

  Вести данный предмет могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.

Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?

  Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс  включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования. Поэтому отказаться от данного предмета нельзя.

Могут ли родители присутствовать на уроках ОРКСЭ?

   Часто родители жалуются, что им не разрешают присутствовать на уроках. Родители имеют право присутствовать на любых уроках у своих детей по согласованию с администрацией школы, не нарушая Устав школы.

Учебники по курсу ОРКСЭ выдаст школа или их следует приобретать родителям самостоятельно?

   ГБОУ школа № 217 обеспечена учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме .

До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля ОРКСЭ?

   Сдать заявление на выбор модуля родителям необходимо до начала учебного года, то есть до 1 сентября. Но администрация школы  просит это сделать  в марте, чтобы заранее сформировать тематические планы.

   Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением, форма которого также утверждена Регламентом выбора модуля ОРКСЭ

   С подробной информацией об «Основах религиозных культур и светской этики».

   С нормативными и иными документами можно познакомиться в блоге методиста ОРКСЭ Красносельского района  на странице «Выбор модулей ОРКСЭ» https://nechaevaorkse.blogspot.com/p/blog-page_21.html

Видеофильм "Основы религиозных культур и светской этики"
Видеофильм. "ОРКСЭ. Как сделать правильный выбор"